Вопрос о наличии сцепления на авто с АКПП часто вызывает недоумение у водителей, привыкших к механической трансмиссии. Ведь автоматическая коробка передач, казалось бы, избавляет нас от необходимости ручного переключения передач и, соответственно, от использования сцепления. Однако, утверждение, что сцепления на авто с АКПП полностью отсутствует, не совсем верно. Внутри автоматической трансмиссии скрываются сложные механизмы, выполняющие функцию, схожую со сцеплением, но работающие по совершенно иному принципу.
Гидротрансформатор: Скрытое Сцепление Автомата
Вместо привычного диска сцепления в автоматической коробке передач используется гидротрансформатор. Этот элемент выполняет роль передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, но делает это не напрямую, а посредством жидкости. Гидротрансформатор состоит из трех основных компонентов:
- Насосное колесо: Соединено с коленчатым валом двигателя и вращается вместе с ним, создавая поток жидкости.
- Турбинное колесо: Принимает поток жидкости от насосного колеса и вращается, передавая крутящий момент на коробку передач.
- Реактор: Направляет поток жидкости обратно на насосное колесо, увеличивая крутящий момент.
Таким образом, гидротрансформатор позволяет двигателю работать на холостом ходу, даже когда коробка передач находится в режиме «Drive», имитируя работу сцепления в механической коробке передач.
Сравнение Сцепления МКПП и Гидротрансформатора АКПП
Характеристика | Сцепление МКПП | Гидротрансформатор АКПП |
---|---|---|
Принцип работы | Механическое соединение/разъединение | Гидравлическая передача крутящего момента |
Управление | Педаль сцепления | Автоматическое |
Износ | Подвержено износу | Менее подвержен износу |
Эффективность | Высокая | Несколько ниже, чем у МКПП |
Преимущества и Недостатки Гидротрансформатора
Гидротрансформатор имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с классическим сцеплением. К преимуществам можно отнести плавность переключения передач и меньший износ трансмиссии. Однако, КПД гидротрансформатора несколько ниже, чем у сцепления МКПП, что может приводить к некоторому увеличению расхода топлива. Кроме того, гидротрансформатор требует более сложного обслуживания и ремонта.
Еще один важный момент, который стоит упомянуть: в некоторых современных автоматических коробках передач, особенно в роботизированных коробках (DSG, PowerShift и т.д.), используются так называемые «мокрые» или «сухие» сцепления. В этих случаях, действительно, присутствует классическое сцепление, но оно управляется электроникой, а не водителем напрямую.